zagranitsa.com
Назад

Новатор в сфере электронных активов Alexi Lane — о жизни и работе «в удобной стране для стартапов»

1 4235
Фото: из личного архива

Стартапер Alexi Lane рассказал порталу «ЗаграNица» о своем бизнесе в Тайланде и впечатлениях от работы с тайским персоналом и местными чиновниками

Alexi Lane родился в Киеве, а в конце 90-х вместе с родителями эмигрировал в США, где прожил около 15 лет, работая в финансовой и инвестиционной сфере. Теперь он запустил в Тайланде оригинальный финтех-стартап — криптомонеты, обеспеченные настоящим золотом. О высокотехнологичном бизнесе и своей жизни Алексей рассказал порталу «ЗаграNица».

1

«ЗаграNица»: Добрый день, Алексей. Почему вы решили заняться этим видом бизнеса?

Alexi Lane: Меня всегда интересовали финансы и рынки капитала. После переезда в США сперва удалось устроиться в американский коммерческий банк. Затем по рекомендации получил должность помощника брокера в Morgan Stanley, где вырос до брокера.

Это был непростой квест для украинского эмигранта — университетские оценки никого не впечатляют, если вуз не из Ivy League. 

В Тайланде оптимальные условия для стартапов

После пяти лет работы финансовым аналитиком в другой инвестиционной компании в 2007-м я ушел из корпоративных финансов и начал заниматься собственными интернет-проектами. Но в Америке я не чувствовал себя в своей тарелке. Начал путешествовать: сначала в Чили, затем какое-то время жил на Филиппинах, а в итоге меня покорил Тайланд.

2

ЗаграNица: Чем вас завоевало Королевство?

А.L.: Здесь оптимальные условия для стартапов: сюда легко привезти нужный персонал, тут низкие издержки (например, аренда) и оптимальный life/work balance.

Фото: из личного архива
3

«ЗаграNица»: Где вы учились?

А.L.: Музыкальная школа, Институт культуры, Киевский торговый университет. В США получил степень MBA в University of Tennessee.

4

«ЗаграNица»: Как пришли к блокчейн-стартапу?

А.L.: После ухода из финансов я занимался интернет-проектами и процессингом платежей для них. Тема перемещения стоимости между разными рынками всегда была мне интересна. Появление же биткойнов и блокчейна стало прорывом в платежных технологиях.

Чтобы не пугать читателей, начнем с понятия «финтех». Если раньше платежами и финансовыми операциями занимались в основном банки, то с появлением новых технологий в эту сферу пришло много технологических компаний, которые сейчас конкурируют с традиционно финансовыми.

Финтех — достаточно общий термин, он включает не только крипровалюты, но и виртуальные кредитные карты, мобильный банкинг, микрофинансирование и прочее.

Блокчейн — это децентрализованная распределенная сеть компьютеров, которые хранят многократно скопированную и зашифрованную информацию. Основная особенность в том, что систему контролируют сами участники, и «положить» сеть можно, только отключив Интернет во всем мире. Даже если физически уничтожить две трети компьютеров, остальные восстановят информацию. Централизованного контроля организации либо правительства над системой не существует.

Фото: из личного архива
5

«ЗаграNица»: Обыватели относятся к биткойну настороженно или не знают о нем.

А.L.: Многие просто не понимают уникальность этой системы. Впервые в мире появилась возможность передавать стоимость напрямую от юзера к юзеру, без банков и других посредников. Как я сейчас могу передать тебе бумажную банкноту из рук в руки, точно так же я могу тебе послать деньги, если мы будем находиться в разных сторонах света. Послать платеж стоимостью в миллион долларов займет около 20 минут и будет стоить меньше одного доллара.

Сегодня в мире происходит несколько технических революций. Одна — переход от компьютеров к смартфонам, другая — утрата банками центральной роли в финансовой системе. Раньше трансфер стоил от 40 долларов, затем пришли сервисы наподобие Western Union, а сейчас в Европе выходят законы, по которым банки обязаны предоставить технические средства доступa к своим системам внешним партнерам. 

Сегодня в мире происходят две революции — переход от компьютеров к смартфонам и утрата банками своей роли в финансовой системе

Поинтересуйтесь новым сервисом VISA Developer. Даже VISA уже устраняет посредника в виде банка и оставляет ему исключительно техническую роль (обслуживание счета). Ранее на этом рынке был лишь PayPal, а вот теперь и такой монстр, как VISA, выходит на него. Это позволит создавать большое число приложений в новой структуре VISA, что откроет новые возможности для финтех-стартапов.


6

«ЗаграNица»: А блокчейн-кошельки?

А.L.: Нужно понимать разницу между кошельком и счетом. Счет по определению клиенту не принадлежит. Им владеет организация, где этот счет открыт: банк, страховая компания, ночной клуб. Если клиент вдруг перестанет нравиться организации, его счет закроют. Кошелек же — исключительно собственность юзера. Точно так же, как у меня и у тебя в заднем кармане лежит обычный кошелек с наличными, теперь технологии позволяют иметь такой же в Сети. Уникальность криптокошелька — в его безопасности. Если вы создали кошелек, распечатали ключ и нигде его не светите, никакие хакеры не в силах лишить вас нажитого. Понадобится бежать из страны — спрятали бумажку с ключом в трусы, и вперед. Банки инвестируют миллионы долларов в собственные проекты на основе блокчейна — они понимают, что либо адаптируются, либо уйдут. В Тайланде первыми стали Kasikorn и SCB.

7

«ЗаграNица»: Почему вдруг золото?

А.L.: Меня давно интересовали странности золотого рынка. Их по сути два — рынок настоящего золота и бумажного. Рынок бумажного золота перегрет по крайней мере в десять раз: фьючерсные контракты по золоту им не обеспечены. Начиная торговать, вы соглашаетесь, что с вами расплатятся не металлом, а бумажными деньгами. Рынок реального физического золота, наоборот, хаотичный. Всё разбито по отдельным географическим рынкам, где правят законы разных стран. Экспортно-импортные операции с золотом жестко регулируются государством. Частным лицам, желающим хранить часть своих сбережений в золоте, приходится обходиться пониженной ликвидностью и другими неудобствами. Мы решаем эту проблему. Наш проект позволяет владеть золотом, не тратясь на его безопасное хранение, транспортировку и обналичивание.

Фото: из личного архива

«ЗаграNица»: Итак, мы подошли к сути стартапа Midas Rezerv.

А.L.: Компания называется Midas Rezerv. Здесь мы ведем несколько проектов. Основной — это MRGold, золотая криптомонета. К нему недавно добавились проекты MRShares (криптоакции) и MRMoney (криптоденьги). Изначально хотели заниматься только золотом, но технологии позволяют влезать в другие сферы бизнеса, и мы не можем упустить такую возможность.

9

«ЗаграNица»: Золото покупают, чтобы хранить в сейфе или «ближе к телу». Чем же удобен ваш вариант?

А.L.: Попробуйте провезти пару слитков через границу или продать два грамма, если у вас слиток в сотню и более. А с нашей системой это легко: продавайте, посылайте маме, делайте что хотите.

10

«ЗаграNица»: Представьте — сменилась власть, золото экспроприировали. С вашим золотом такое может случиться?

А.L.: Мы тщательно выбираем страны, где будет храниться золото, по наибольшей стабильности и выполнению законов. Наш первый сейф — в Бангкоке. Затем планируем заключить договора с хранилищами в Сингапуре, Гонконге, Дубае и Женеве. Несмотря на формально правящее в Тайланде военное правительство, законы здесь четко выполняются и Бангкок — достаточно безопасное место для жизни и работы.

11

«ЗаграNица»: А на чем вы зарабатываете?

А.L.: Наша задача сейчас — создать рынок криптоактивов. Наладить доверие и ликвидность. С выполнением этих задач проблему монетизации будет решить легче. По дизайну системы планируем продавать свои MRGold-койны, которые будут обеспечены золотом, купленным напрямую на приисках. В дополнение к этому — небольшая часть процента с транзакций. Однако мы не хотим быть единственными поставщиками золота в систему. Мы приветствуем любых партнеров и клиентов, которым оцифруем их золото бесплатно и положим на хранение в сейф по их выбору. Напоминаю, что за сейфом следит не только сама организация хранилища (например, Brinks или G4S), но и страховая компания, и доступа к нему мы не имеем.

Фото: из личного архива
12

«ЗаграNица»: С чем столкнулись при открытии компании в Тайланде?

А.L.: Тайланд дает уникальную возможность создать компанию иностранцам со 100% владением через так называемый BOI Рromotion. BOI — это Board of Investment, комиссия по инвестициям в Тайланде. Каждый год она выпускает список правил, соблюдая которые, иностранец может зарегистрировать компанию полностью на себя, без всяких тайских соучредителей. Но местный персонал всё равно понадобится: для общения с DBD (Department of Business Development), Ministry of Labor и прочими министерствами. 

Чтобы сменить адрес офиса, нам потребовалось три недели и несколько килограмм бумаги. На каждый шаг нужна была моя копия паспорта и подпись. 90% офисной бумаги у нас уходит на бюрократические процедуры

Около двух месяцев заняла подготовка документов для комиссии: бизнес-плана, графиков, презентаций. Позже мне предстояло интервью в BOI. Там я поставил рекорд, отстрелявшись за полчаса, в то время как остальных иностранцев обычно мучают по полтора. Едва я произнес магическое для тайцев слово «золото», вопросы отпали.


13

«ЗаграNица»: К кому обращались за юридической помощью?

А.L.: В Паттайе о BOI никто представления не имел, отыскать нужных юристов удалось лишь в Бангкоке. Тайская бюрократия стремится в мировые лидеры — на нашу сотрудницу-тайку иногда жалко смотреть. С утра она уезжает в очередное министерство с кипой документов, и к вечеру возвращается несолоно хлебавши — чего-нибудь да не хватает либо изменились требования. Это отбирает кучу продуктивного времени!

14

«ЗаграNица»: Есть ли вакансии для фарангов в вашем стартапе?

А.L.: Мы всегда приветствуем людей, готовых внести в проект новое и ценное. Особенно в сферах бизнес-девелопмента и маркетинга. Но нужно понимать, что стартап — это не работа, а веселая каторга: малооплачиваемая, малооцениваемая, но, возможно, в будущем сурово вознаграждаемая.

15

«ЗаграNица»: Какие впечатления от работы с тайским персоналом?

А.L.: Неожиданной стала кастовость. У двух моих менеджеров разный оттенок кожи — у одного корни китайские, у другого исанские. 

В работе с тайцами неожиданной стала кастовость. Коммуникация между разными кастами на нуле, и это вредит бизнесу

Коммуникация между ними почти на нуле: взаимодействуют только через меня. Это вредит бизнесу.

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
16

«ЗаграNица»: Похоже, 99% тайцев о блокчейне даже не слышали...

А.L.: Тайский бизнес — особенный. Нужно «благословение» или члена правительства, или телевизионной знаменитости, чтобы тайцы стали что-либо покупать. Неважно, понимают они криптографию или нет: они хорошо понимают деньги. Если увидят, что кто-то на этом зарабатывает — сразу во всём разберутся.

17

«ЗаграNица»: Есть ли учреждения, которые портят вам жизнь? Налоговая, например, или службы контроля?

А.L.: В целом нет. Наш бизнес инновационный, мы не финансовая компания, не золотой дилер. Для нас регулирующие правила еще не написаны, и мы настолько маленькие, что это никому не нужно.

18

«ЗаграNица»: Как проходит ваша жизнь вне работы?

А.L.: Сказать сложно, так как «жизни» у меня нет. Офис и сон. И встречи с другими стартаперами — не обязательно из финтеха.

19

«ЗаграNица»: Сначала вы жили в Паттайе. Какие впечатления оставила работа в этом городе?

А.L.: В Паттайе найти профессионалов крайне сложно. Пенсионеры, пьяницы, лузеры — и никого, кто хочет профессионально совершенствоваться. Говорить инвесторам, что наша компания базируется в Паттайе — неловко. В Бангкоке пришлось столкнуться лишь с расстояниями: персонал надо искать в районе расположения офиса, поскольку тайцы не будут тратить час на дорогу до работы.

20

«ЗаграNица»: Кому стоит ехать в Тайланд, а у кого здесь мало шансов?

А.L.: Нужно иметь предпринимательскую жилку и быть рисковым человеком. А бизнесменам я бы советовал владеть компанией здесь, но деньги зарабатывать вне Тайланда.

Фото: из личного архива
21

«ЗаграNица»: Какие дни в Тайланде самые счастливые для вас?

А.L.: Когда я могу поспать. А вообще, лучшие воспоминания у меня связаны с городом Пай, где я бывал еще до начала проекта. Это уникальное, сильное место, и я всем рекомендую хоть раз там побывать. Мог бы — сбежал бы туда прямо сейчас!

22

«ЗаграNица»: Вот так удаленщик попался в ловушку офиса!

А.L.: Молодым стартаперам нужно понимать, что в один день они свободные и независимые, а в другой у них появятся сотрудники, арендная плата за офис и ответственность. 

Когда в июне 2015-го мы выиграли поездку в Токио от сайта techinasia.com, судья конкурса сказал мне: «Честно говоря, мы ничего не поняли о вашей технологии, но нам кажется, что вы строите что-то крутое»


Дело даже не в физическом офисе, а в количестве персонала, объеме работы и задачах, которые надо выполнить в сжатые сроки. Вот и получается: то, от чего ты всю жизнь бежал, вдруг тебя догнало.

«ЗаграNица»: Спасибо за интересное интервью! 

НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии (1)

c
Гость
c 8 лет назад Гость Михаил

Тоже ничего не понял,но вроде что то с криптовалютами делает!)) Вот чего я и тайцы точно не понимают, нахрена жизнь, где есть только офис и сон? А как же санук, сабай и суай?

0
Ответить
Еще 0 ответов комментарии