zagranitsa.com
Назад

Личный опыт: как открыть клуб на Walking street и потерять 8 миллионов за три месяца

3 8825
Личный опыт: как открыть клуб на Walking street и потерять 8 миллионов за три месяца
Фото: Shutterstock

Портал «ЗаграNица» поговорил с россиянкой, которая решилась открыть ночной клуб на Walking street, о неопытности, обмане и подводных камнях бизнеса экспата в Тайланде

Жанна и Олег (имена изменены) переехали в Тайланд восемь лет назад. Они искали комфортное место для жизни, а заодно возможность заняться бизнесом. Перспективный на первый взгляд проект ночного клуба на Walking street должен был обеспечить паре безбедную жизнь. Но планы обернулись полным провалом и почти отбили у экспатов желание вести бизнес в Тайланде. Почему так случилось и какие выводы сделаны из этой истории, узнавал наш спецкор.


1

«ЗаграNица»: Добрый вечер, Жанна. Давайте вернемся к самому началу истории.

Жанна: Я из подмосковного города Королева. Впервые с мужем оказалась в Тайланде в 2006-м. Тогда нас интересовал только отдых. Были в Европе, Египте, Турции, на Шри-Ланке, но в Тайланд с каждым разом влюблялись всё сильней и приезжали сюда всё чаще. В 2008-м купили студию в простеньком кондоминиуме — ее легко сдать в аренду или продать.

2

«ЗаграNица»: В то время соотечественники массово эмигрировали в Испанию и Чехию. Почему не переехали в Европу?

Жанна: Там даже поесть нельзя, когда вздумается! Представьте — круиз, Франция. Замечтавшись о шедеврах французской кухни, стали искать ресторан с луковым супом и улитками. На часах три пополудни, а нам везде говорят возвращаться в семь. Отвечаем, что в шесть уходит наша лодка, и тогда нас… направляют в McDonald’s и Burger King неподалеку. После Европы я полюбила Тайланд еще больше: здесь ты сам выбираешь ритм жизни.

Фото: Shutterstock
3

«ЗаграNица»: Как решились открыть свой бизнес?

Жанна: Мы повели себя стандартно — «бабло есть, надо вложить». Стали искать интересные варианты, и нам предложили купить в Канчанабури пустырь за 12 миллионов батов и построить там отель. Но муж рассчитал, что стройка вытянет из нас еще 20 миллионов и деньги эти будут отбиваться вечность.

Тогда нас свели с Виктором, менеджером клуба «Б-52» на Walking street. Виктор на пару с тайцем по имени Джек принялись нас «окучивать»: водить по клубам за наш счет и показывать достопримечательности. Мы думали, что платим за дружбу и сведения, а на самом деле платили за то, что нас разводили, подталкивая к заключению убыточного контракта.

4

«ЗаграNица»: Почему российские бизнесмены теряют чутье и доверяются мошенникам в Тайланде?

Жанна: Я и не доверяла никому, просто нас красиво развели. Привели в «Б-52», находившийся по соседству, показали полное заведение, пляшущих стриптизерш. Только мы не учли, что на дворе декабрь, самый пик сезона. Судили только по пробкам на дорогах, которые и в апреле были такими же, и наивно считали, что город набит туристами круглогодично.

Дальше нас водили в забитый Mixx, забитую Insomnia (она тогда была еще черной коробкой в переулке за сой Марин). Почувствовав, что мы не хотим ориентировать бизнес на русских, повезли нас в Hollywood, Differ и 93 mile — там был настоящий тайский андеграунд и тоже толпы посетителей.

Затем был Бангкок — гламурные клубы Bed и Q Bar, где Джек приветствовал всех как старых знакомых. Элементарный трюк! Тогда же он пообещал нам выездные вечеринки диджеев Бангкока в нашем будущем клубе.

Так нас развели на аренду здания в переулке за McDonald’s на Walking street — на сой Soho Square.

Soho Square
Фото: Shutterstock
5

«ЗаграNица»: Как выбирали формат?

Жанна: Я предпочитаю живую рок-музыку наркоугару дискотек. Но Паттайя — Город греха и сюда все приезжают за куражом. Поэтому мы открыли ночной клуб с танцующими «койотами».

6

«ЗаграNица»: А бизнес-план разрабатывали?

Жанна: Партнеры составили для нас бизнес-план. Они схитрили, вписав туда цифры соседнего «Б-52» во время самого высокого сезона. На открытие клуба была заложена сумма 5 миллионов батов, а в итоге вышло 7,5 миллионов. Знаете, как тайцы это делают: «Мистер! Денег не хватило, нужно добавить».

Аренда стоила 65 000 батов в месяц, сумму «кей мани» уже не вспомню. Также Джек договорился, что 80 000 мы будем ежемесячно отдавать за «крышу».

С ежедневной выручкой в 30 000 батов клуб окупился бы за три года. Mixx тогда делал больше 200 000 — цены были не такими, как в нынешние кризисные дни. Коктейли по 250 батов расходились на ура: в Москве они были по 400 рублей, а бат равнялся рублю.

Никто не мог предугадать, что во время очередного политического кризиса в ноябре 2008-го полностью закроют аэропорт. Walking street опустела. Вместо привычной толпы — пара десятков человек, все местные. Мы не успели проработать и трех месяцев.

бар кулб Тайланд
Фото: Shutterstock
7

«ЗаграNица»: Приехали обещанные гости из Бангкока?

Жанна: Да, но Джека я всё равно уволила через месяц после открытия. «Койоты» больше общались в чатах с любовниками, чем танцевали, учет алкоголя в баре не велся. Перед уходом таец грязно выругался и пообещал мстить до конца моих дней.

8

«ЗаграNица»: У вас был опыт в ресторанном бизнесе?

Жанна: Две недели официантом — хотела заработать на модный в 90-е кожаный пиджак. Коломенское метро, таверна «Два Петра». Заработала на шесть пиджаков — чаевые мне оставляли от 50 до 200 долларов, так как среди остального персонала я выделялась интеллигентностью (как же, отличница-студентка МГУиЭ). Но однажды профессор пристыдил меня за то, что заснула на его лекции, и я поняла — пора с таверной прощаться.

9

«ЗаграNица»: Когда вы поняли, что затея не удалась?

Жанна: С августа по октябрь запланированные 30 000 батов мы делали. В ноябре выручка сократилась до 8000 батов, в декабре упала до 3000. Когда в январе средняя выручка за ночь составила 1450 батов, я решила, что хватит.

На нас давил огромный зарплатный фонд порядка 420 000 батов, плюс Джек заключил контракты со всеми работниками. По тайским законам, если ты проработал три месяца, то прошел испытательный срок и в случае увольнения имеешь право на компенсацию в размере трехмесячной зарплаты.

Фото: Shutterstock
10

«ЗаграNица»: Расскажите об устройстве клуба. Были «откаты» за приведенного клиента?

Жанна: Была хорошая комиссия — как только приведенный тайкой фаранг расплачивался, она получала откат 30%: прямо в баре или незаметно, в туалете либо фойе. Девушек «на вынос» у нас не было — мне мечталось о качественном клубе наподобие бангкокских.

Но у ночного клуба в Паттайе своя специфика — если хочешь поспевать за конкурентами, будешь вынужден заниматься криминалом. Когда к нам приезжали гости из Бангкока, я видела набитый битком зал и не могла понять, почему выручка всего 48 000. Оказалось, что люди брали пару пива и всю ночь тусили под «колесами». Тогда я поняла, почему «крыша» у нас такая дорогая.

11

«ЗаграNица»: Дороже, чем арендная плата!

Жанна: Да, и эти деньги мы тянули из московского бизнеса. В результате приняли решение закрыть клуб, пока не утихнут политические страсти. Переселиться в это здание, чтобы сэкономить на аренде дома, открыть там офис плюс устраивать вечеринки для гидов. Ответ от владельцев пришел очень быстро: «Либо вы работаете, либо освобождаете помещение». Мы упустили важную деталь — в контракте были строки «сдается только под ночной клуб».

Заключенный нами трехгодичный контракт никого не волновал, не говоря уже об огромных суммах, вложенных в модернизацию здания и оборудование. Таец — владелец Soho Square разговаривал с улыбочкой, но фразами типа «вы не понимаете, с кем спорите».

Они не собирались отдавать нам ни мебель, ни оборудование. Вмешался мой тайский друг с очень влиятельным в городе отцом. Поговорив с владельцем Soho Square, он сказал, что у нас есть лишь пара часов, чтобы всё вывезти. Такой вот бизнес по-тайски.

Фото: Shutterstock
12

«ЗаграNица»: А порядочные тайцы вам встречались?

Жанна: Совершенно случайно в караоке-баре мой бывший муж познакомился с другом своей тайской пассии, геем из какой-то исанской деревни. А когда потом попал в аварию, тот таец сутками не отходил от его постели. «Ой, как же так, несчастье случилось у человека» — вот и вся причина. Денег он от нас не получал — разве что покупали ему еду.

13

«ЗаграNица»: Расскажите о тайских мужчинах в вашей жизни.

Жанна: Мне повезло — ни один из них не воспользовался моей любовью в корыстных целях. Одному предложила «полцарства», так он ответил: «Жанна, ты такая хорошая. Посмотри, какой я бестолковый. Ну что я смогу тебе дать?».

Иногда мне встречались совсем нищеброды. Зная, что у него в кармане 300 батов и на них он собирается покормить меня в макашнице, а потом купить нам пива в «7/11», я забирала у него деньги и вела пить виски за мой счет в любимый бар в одном из переулочков Южной улицы. Но полностью сесть мне на шею никому не позволяла.

С другой стороны, тайские мужчины очень заботливые. Помнят каждую мелочь из твоих предпочтений, а что-то даже угадывают!

14

«ЗаграNица»: С русским мужем вы остались в хороших отношениях?

Жанна: Сейчас мы лучшие друзья. Знаете, тайку вразумить может только таец. И бывший муж пытается влиять на свою тайскую подругу через моего бойфренда. Она же, в свою очередь, жалуется мне на Олега, и тогда я звоню ему: «Муля, не нервируй меня!».

Фото: Shutterstock
15

«ЗаграNица»: Наверняка негативный опыт отбил всякое желание заниматься здесь бизнесом?

Жанна: Поначалу я очень переживала, а потом сказала себе: «Ну ничего, значит, от чего-то откупилась». В феврале 2009-го мы закрылись, а уже в мае открывали с подругой новое заведение на Третьей улице.

Началось с того, что отдыхали в уютных тайских заведениях и нам понравился формат. Когда подруга предложила открыть такое же, я сразу сказала: дам мебель и прочее оборудование, но деньги вкладывать не буду. Она согласилась.

16

«ЗаграNица»: Какова судьба этого проекта?

Жанна: Подруга планировала, что мы будем зарабатывать хотя бы 100 000 в месяц на двоих. А вышло, что мы имели от 10 до 40 000. Убытка не было.

Проработали мы года полтора, и внезапно оказалось, что заведением занимаемся только я с подругой-тайкой Эппл. Едем на закупку, потом разгружаем ящики, потом работаем смену. Всё на наших плечах, а прибыль приходилось делить согласно первоначальному договору. Мы закрылись, потеряв 240 000 «кей мани».

17

«ЗаграNица»: Расскажите про «кей мани»? Что это?

Жанна: Они платятся в самом начале как залог. У нас была договоренность с владельцем здания: если мы проработаем три года, деньги возвращаются полностью, если хотя бы год, возвращаются 120 000. Когда мы потребовали деньги обратно, хозяин долго отнекивался, что, дескать, у него нет средств, а потом вообще уехал на Пхукет. Можно было подать в суд, но тайцы опять нашли бы лазейку в договоре. Я решила, что нервы дороже. Да и курс был не таким, как сейчас.

18

«ЗаграNица»: А могут иностранцы без местных мужей/жен открыть тайское кафе?

Жанна: Не пойдут тайцы. Мы и так потеряли часть посетителей из-за того, что моя подруга, партнер по бизнесу — симпатичная стройная блондинка небольшого роста. Тайки попросту боялись вести к нам своих кавалеров.

Фото: Shutterstock
19

«ЗаграNица»: Считаете ли вы, что хостес в тайском баре — начинающая проститутка?

Жанна: Нет. У нас работали две девушки, и одна теперь модель автошоу, а другая нашла себе богатого иностранца. Может, это и проституция, но не в общепринятом смысле.

20

«ЗаграNица»: Как изменилась Паттайя с тех пор, как вы приехали сюда?

Жанна: Я наблюдаю текучку бизнеса, регулярную смену вывесок. И неприятную тенденцию — подорожание земли. Привлекавшие нас аутентичные места тайского быта — сарайчики под бамбуковой крышей с вкусным мясом на гриле и «самым лучшим као падом в Паттайе» — больше не доступны. На месте таких заведений вырастают здания: от шоп-хаусов до многоэтажных апартаментов. Город стремительно урбанизируется. Из-за того что земля дорогая, намного выгодней продать свой надел, чем заморачиваться с закупкой, готовкой и прочим. Вывод: или скоро поднимутся цены, а качество останется тем же, или обожаемые нами точки просто исчезнут.

Фото: Shutterstock
21

«ЗаграNица»: Напоследок — несколько советов тем, кто едет в Тайланд делать бизнес.

Жанна: Если это магазин, отель, бар — брать помещение в собственность. Арендовать только при наличии хороших рекомендаций и не у местных пройдох. Второй совет — прожить здесь не менее полутора лет. Это если приехать с хорошим английским и сразу осознать важность изучения тайского.

НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии (3)

c
Гость
8 лет назад Алина Шубская

Кучеряво живут

0
Ответить
c 8 лет назад Denis "Denzel" K

Отрицательный опыт - тоже опыт ! Но лучше учиться на ошибках других, тут люди учились на собственных - спасибо что поделились с народом своим опытом. Нужно всегда помнить и уметь отделять "мух от котлет", что когда ты отдыхаешь в какой-либо стране и делаешь в ней бизнес, это как встречаться с девушкой и парнем или создавать семью. Ну и "бизнес на аренде" в любой стране, в большинстве случаем сжирает очень много от доходов, результат - бизнес для поддержания штанов, это как аренда квартиры и мечты о её покупке.

0
Ответить
c 8 лет назад Гость

Похоже на правду 70 % - что уже хорошо....

0
Ответить
Еще 0 ответов комментарии