zagranitsa.com
Назад

Русско-тайская черная икра: как организован бизнес по производству необычного деликатеса

6 9356
Алексей Тюнин и Ноппадон Кхомсай
Фото: официальный сайт

Владельцы русско-тайского производства черной икры Алексей Тютин и Ноппадон Кхамсай рассказали, как возникла идея такого бизнеса и кому они рассчитывают продавать свой товар

В марте 2014 года два бизнесмена — Алексей Тютин и Ноппадон Кхамсай — заложили осетровую ферму в Хуа Хине. Строительство, по тайскому обычаю, началось с церемонии освящения. Приглашенный геомант провел обряды на удачу и указал место, подходящее для установки домика для духов. Технологический процесс настраивал известный ихтиолог Василий Краснобородько. Оборудование покупали в Китае, а некоторые конструктивные особенности взяли от осетровой фермы в КНР. Потребовались огромные генераторы кислорода и мощные кондиционеры — рыба растет и размножается лишь при температуре +22–24 °С. Ферма была построена и оборудована рекордными темпами: всего за пять месяцев.

На производство завезли сибирского осетра и гибрид белуги с осетром. Для запуска потребовалось 25 тыс. мальков. Их бизнесмены купили на фермах в РФ и Китае. Когда рыба достигает половой зрелости, самцов можно отличить от самок, и первых пустить на переработку, а из вторых хирургическим способом извлечь ценную икру.

Зачинатели столь необычного для экзотической страны проекта рассказали порталу «ЗаграNица», как родилась идея осетровой фермы и какие трудности им пришлось преодолеть на пути организации бизнеса.

ферма черной икры
Фото: официальный сайт
1

«ЗаграNица»: Алексей, когда вы впервые оказались в Тайланде?

Алексей: Был наслышан про Тайланд, в детстве читал много книг с историями о знаменитых путешественниках. Поэтому всегда мечтал посетить и своими глазами увидеть и Тайланд, и другие страны ЮВА. В первый раз я побывал в Тайланде в 2000 году. Занимался дайвингом на острове Пхукет.

2

«ЗаграNица»: Расскажите о себе.

Алексей: Я родом из Новосибирска. Долгое время работал в крупном строительном объединении, затем руководил заводом металлоизделий. Имею три высших образования: инженер-механик, финансовый менеджер и МВА.

Ноппадон: Мне 36 лет, я бизнесмен из Chiang Kham (провинция Phayao). Обладаю степенью мастера наук в области маркетинга, но занимаюсь строительством. С Алексеем мы знакомы с 2006 года.

водка и черная икра
Фото: официальный сайт
черная икра в Таиланде
Фото: официальный сайт
икра в Таиланде
Фото: официальный сайт
3

«ЗаграNица»: Идея производства икры возникла пять лет назад. Что повлияло на ваше решение?

Алексей: Я прожил на острове Самуи семь лет, построил несколько десятков вилл, в основном для заказчиков из России. В 2010 году мы закончили проект кондоминиума на 50 квартир — вот, я бы сказал, логическое завершение этого участка пути. Есть в Японии такое понятие, как «комплекс самурая». По традиции самурай каждые семь лет менял целиком и полностью свою жизнь: сюзерена, которому служил, занимаемую позицию, окружение, коня и прочее — всё, кроме боевого меча. Это позволяло ему более полно отработать карму, ведь новые обстоятельства приносят новый опыт. Когда ты перестаешь учиться какому-то делу и начинаешь писать книги о нем, а также учить других, самое время поменять работу, добавить свежих красок и новых мироощущений в свою жизнь. Примерно так у меня и получилось. Искал новые проекты, и нашел интересную разработку российского ученого-осетровода, с которым вместе и спланировал осетровую ферму в Хуа Хине.

Ноппадон: Я узнал об икорном бизнесе от Алексея. До этого о черной икре я читал лишь в книгах в далеком детстве.

4

«ЗаграNица»: Большинство тайцев не заставишь есть ни копченую рыбу, ни икру, верно?

Ноппадон: Да, большинство тайцев никогда не слышали о черной икре. Мы зовем ее «рыбьими яйцами». Но обеспеченные тайцы, путешествующие по миру, всё больше привносят европейские традиции в нашу культуру, делая икру более популярной.

5

«ЗаграNица»: С какими сложностями столкнулись при строительстве фермы? Ощутима ли была помощь тайского партнера?

Алексей: Сложностей было предостаточно. Начать хотя бы с того, что в России закрытые фермы нагревают воду и помещения, а нам приходится их охлаждать. Для этой цели разработали очень сложную, но энергоэффективную вентиляционную систему. Так как мы очень серьезно подошли к разработке технического проекта, процесс занял много времени. Разрешения получили относительно быстро, основные вопросы по утилизации отбросов были тщательно продуманы. Неоценима работа моего тайского партнера Ноппадона Кхомсая: он вел и до сих пор ведет всю работу с государственными органами.

черная икра в Таиланде (Тайланде)
Фото: официальный сайт
6

«ЗаграNица»: Как на нашей работе отразились экономические неурядицы?

Алексей: Финансовый кризис, увы, сказался. Мы изначально планировали строительство двух зданий одновременно, однако решили разбить процесс на две фазы, чтобы комфортнее работать и избежать стороннего кредитования. Сейчас, когда первая фаза уже выполнена, мы продолжим развивать проект. Кстати, по ходу работы было найдено несколько оригинальных решений, позволяющих отказаться от части насосов. Это будет учтено во втором модуле.

7

«ЗаграNица»: Глядя на фотографии, возникает ощущение, что с партнером по бизнесу вы встретились в спортзале.

Алексей: Мы познакомились с Ноппадоном на работе: вместе занимались строительством кондоминиума на Самуи. А спортзал — это общее хобби и стиль жизни.

русско-тайского производства черной икры Алексей Тюнин и Ноппадон Кхомсай
Фото: официальный сайт
8

«ЗаграNица»: Как разделяются обязанности между вами и тайским партнером?

Алексей: Я уже говорил, что Ноппадон ведет работу с госорганами. А их немало: Совет по инвестициям, где мы получаем грант, Департамент рыбного хозяйства, отвечающий за лицензирование деятельности, таможня, так как основную часть оборудования мы импортировали, Пищевой департамент, где мы получали лицензию на импорт икры из-за границы. Я же сконцентрирован на технических аспектах и маркетинговой политике.

9

«ЗаграNица»: Многие предпочитают вести бизнес в одиночку, потому что «никому нельзя доверять». Как обстоят дела в вашем случае?

Алексей: Старая пословица говорит, что «один в поле не воин». Так и в бизнесе в одиночку невозможно поднять серьезный проект. Кроме Ноппадона у меня есть еще один партнер-инвестор из России. Наша работа строится на прозрачности действий и взаимном уважении. Отсюда со временем приходит доверие. Я имею богатый жизненный опыт, пережил и хорошее, и плохое, но веру в людей не потерял. Как и веру в удачный результат того, чем занимаюсь.

Ноппадон: Мы с Алексеем давно знакомы и успешно реализовали несколько совместных проектов. Доверие в бизнесе должно быть заслужено — никто не доверяет незнакомцам.

10

«ЗаграNица»: Производя продукт для преуспевающих людей, нужно всегда выглядеть статусно. Влияет ли это на ваши привычки?

Алексей: Икра, по тайским стандартам, — это продукт для высшего общества. Средний слой социума о ней даже не слышал. Разумеется, работа в таком проекте и с людьми такого уровня накладывает жесткие рамки, но для интеллигентного человека это несложно. Советское образование было на высоте, значительно выше, чем во многих странах мира сейчас. Поэтому мы имеем высококлассных специалистов, которые до сих пор двигают Россию к успеху.

производство икры
Фото: официальный сайт
11

«ЗаграNица»: А как часто вы сами едите икру?

Алексей: Достаточно регулярно — я против идеи «сапожник без сапог». Я продаю тот продукт, что мне нравится самому, в пользу и высокие качества которого я верю. Оттого и ем его сам регулярно и многим рекомендую. Черная икра повышает иммунитет, регенерирует красные кровяные тельца, богата протеином, коллагеном и витаминами, продлевает срок жизни, улучшает кровообращение и кожу... список можно продолжать. У нас на сайте есть выдержки из исследований для тех, кому эта тема интересна.

12

«ЗаграNица»: Пользуетесь ли какими-то бизнес-учебниками? Что вообще любите читать?

Алексей: В России дома была большая библиотека, много читал научно-популярной литературы, классики, книг по истории. Мне интересно прослеживать динамику развития той или иной нации, догадываться об истинных причинах крупных событий, читать о выдающихся людях. Это дает импульс, определенные макросы для решения задач.

черная икра в банках
Фото: официальный сайт
13

«ЗаграNица»: Как изменилось ваше видение Тайланда за время, проведенное здесь?

Алексей: Я люблю эту страну и глубоко уважаю культуру и традиции тайцев. За 11 лет жизни здесь я сам во многом поменялся. Россия и Тайланд противоположны во многих вопросах. Это имеет религиозные корни, ибо Учитель Будда сказал не беспокоиться о завтра и не переживать о прошлом, радоваться тому, что имеешь. В России же, наоборот, мы рождаемся с идеей «готовь сани летом». Наша действительность заставляет заранее готовиться к зиме, мы больше переживаем за результат. Но в чужой монастырь со своим уставом не входят. Поэтому я настраиваю себя на ту реальность, в которой живу, потихоньку становлюсь тайцем.

14

«ЗаграNица»: Изучаете ли вы менталитет тайцев, их язык?

Алексей: Разумеется, очень важно знать и менталитет окружающих тебя людей. А как иначе преуспеть в своей работе и завоевать их доверие и уважение? Еще важно, что когда ты любишь страну, то делаешь это без усилий над собой, а искренне.

Я немного говорю по-тайски, но, увы, отсутствие слуха не позволяет мне понимать тонкости тонального языка.

Ноппадон: Русские целеустремленны, порой более агрессивны, и хорошо образованы — во времена СССР вашей стране приходилось развиваться без поддержки извне. Тайцы более мягкие и расслабленные, но это не значит, что кто-то из нас лучше, а кто-то хуже. Алексей активно изучает наш менталитет, и я подсказываю ему, что и как делать для успешного ведения бизнеса в Тайланде. Мы улыбчивая нация, но ненавидим негатив и принуждение — это важно знать.

черная икра
Фото: официальный сайт
15

«ЗаграNица»: Возможно, сейчас настало время для бизнеса учить китайский?

Ноппадон: Мы изучали китайский много лет назад, но теперь пришло время взяться за него снова — контактов с Китаем становится всё больше.

16

«ЗаграNица»: Приходится ли вам «договариваться» с мафией?

Ноппадон: Нет, мы просто следуем Закону и глубоко уважаем нашего Короля.

17

«ЗаграNица»: Какую модель обращения с тайским персоналом поддерживаете — «семейную» или строгую?

Алексей: Я не смешиваю эти понятия. Работа — это работа, в ней есть четкие правила и обязанности. В корне неверно привносить эмоции в бизнес. Мой сын работает со мной, и по работе я спрашиваю с него как с любого другого сотрудника, дома же отношения другие. Руководитель на то и есть, чтобы руководить, а не устраивать голосования по любому производственному вопросу. Подчиненные должны чувствовать в нем силу и знания лидера. Это позволяет им концентрироваться на задаче, а не готовиться к карьере парламентария.

18

«ЗаграNица»: Как вы заработали свои первые деньги?

Ноппадон: Когда мне было десять лет, я попросил родителей выделить мне участок земли, стал выращивать овощи и разводить сомов. Это была первая в моей жизни рыбная ферма. (Улыбается).

19

«ЗаграNица»: Какую кухню вы предпочитаете в путешествиях?

Ноппадон: В отличие от большинства тайцев, я везде стараюсь пробовать местную кухню. Я дважды побывал в России — проехал ее от Санкт-Петербурга до Сибири, — часто по делам бизнеса перемещаюсь по странам ЮВА. Возможность пробовать новые блюда — один из бонусов в поездках.

икра
Фото: официальный сайт
20

«ЗаграNица»: Если бы кто-то ежемесячно давал вам необходимую сумму денег, чем бы вы занимались?

Ноппадон: Согласно тайской традиции, часть я бы отдавал на благотворительность. И всё равно бы занимался бизнесом.

21

«ЗаграNица»: Вспомните свой самый счастливый день в Тайланде.

Алексей: Получение результата долгой работы — это всегда особенно. Потому самых счастливых дней было несколько: например, когда мы закончили кондоминиум и получили на руки свидетельства о собственности. Результат, к которому шли долгих два года. У Алексея Толстого есть замечательные слова: «Счастье только в погоне за счастьем, и еще в воспоминаниях».

Цены на деликатес можно посмотреть на сайте компании. Они начинаются от 2100 батов за 30 грамм. Необычный бизнес уже получил поддержку от Таиландско-Российской торговой палаты и местной администрации Хуа Хина. Остается лишь пожелать удачи двоим друзьям!

НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии (6)

c
Гость
c 8 лет назад Гость

Хорошо. С оптимизмом. С уважением к интервьюируемым. Профессионально.

0
Ответить
8 лет назад Vadim K

Почему икринки разных цветов? от грязно белого до черного. За лохов богатых Тайцев держите?

1
Ответить
c 8 лет назад Гость Ваня Vadim K

Так это же осетровая? Ты икру в своей жизни хоть пробовал или только на картинках видел? Белый, бело-серебристый, серый это все типичные цвета для осетровой. ИкспЭрт по икре выискался.

0
Ответить
c 8 лет назад Гость Biasot

Забавно, только вряд ли получится. Тут натуральной икры хоть каким местом кушай, при символической стоимости. Суши с креветочной икрой даже в буфетах подают. Кильку с икрой на рынке продают в качестве закуски, 20 бат порция. 20 бат, Карл! :-) Крабы, креветки, местная рыба - вы не поверите, в них всех есть икра :-) И в качестве коммерческого продукта черная икра с ценой как у самолета, еще и выращиваемая в ненатуральных условиях с гаджетами для поддержания климата? Ню-ню. Как хотя бы в теории это конкурентно?! Оно и так вроде бы продается в вилла-маркет, наряду с подобными артефактами, как апельсиновый сок или консервы из Сша. Ну бывает покупают, однако это не массовый спрос :-)

4
Ответить
c 8 лет назад Гость Карен

Помню налопался этой икры до отвала на банкете у алиграха. На всю жизнь наелся))

-1
Ответить
c 8 лет назад Гость Антон Кр

Дожили. Русский парень запускает в Тае бизнес по производству чёрной икры, а в Москве уже второй раз покупают 100%-й контрабас. Есть риск попасть на некачественный продукт, но легальная икра в три раза дороже обойдется (( где отрасль, куда дели? "Просрали все полимеры"©.

1
Ответить
Еще 0 ответов комментарии