zagranitsa.com
Назад

«Другая культура заставляет шевелиться и непрерывно учиться»: путешественник о том, как Азия меняет людей

0 1941
Фото: vk.com/egenio

Отправляясь за границу, мы надеемся на впечатления и перемены в нашей жизни. Отчаянный путешественник Евгений рассказал, какой опыт получил, живя в Азии, и что ждет тех, кто впервые отправляется сюда

Наш герой — юрист Евгений Подлесный. Он очень любит теплый климат. Пять лет назад тяга к путешествиям привела его в Индию, а сейчас он уже около года живет и работает в Ханое, столице Вьетнама. Здесь Евгений — фрилансер, преподает английский язык в нескольких языковых центрах и оказывает удаленную коммуникационную поддержку при работе с азиатскими поставщиками. Сегодня он рассказывает, как живет и работает в совершенно другой культуре.

Фото: vk.com/egenio

О себе и причинах отъезда

Люблю много путешествовать и видеть разные страны. Я проработал семь лет, чувствуя себя не всегда комфортно, в сфере юриспруденции, консервативной по своей сути и в огромной мере ориентированной на внутренние процессы, происходящие в государстве. При такой работе получалось путешествовать три-четыре раза в год, преимущественно в Западную Европу.

Решения о переездах, по моему мнению, приходят сами собой. Мои соотечественники уезжают за рубеж зачастую в тех случаях, когда их не устраивает уровень доходов и руководство. В моем случае, кроме этих факторов, были еще два: любовь к теплому климату и путешествиям. Причем если на первые два факта в Украине влиять еще можно, то на последние — совсем никак.

Пик профессиональной разочарованности и большой усталости совпал с кризисом 2008 года. Меня не смогли удержать на месте достижения в карьере и дальнейшие перспективы в Украине в то время. Я уехал учиться в Новую Зеландию. Моя обучающая поездка длительностью в несколько месяцев и последующее путешествие на 80% были оплачены из моих сбережений. После окончания учебы я путешествовал по Новой Зеландии и Юго-Восточной Азии. Затем я вернулся в Украину.

В Киеве было грустно на фоне полученных впечатлений и опыта. Поэтому я снова решил уехать и быстро нашел стажировку в США в сфере туризма. Там я не только стажировался и зарабатывал деньги, но и активно путешествовал. В начале 2011 года, вернувшись на пару недель в Киев, я отправился в Индию — еще находясь в США, нашел интересное предложение. Собеседование прошел по Skype, также успешно написал эссе в качестве тестового задания.

Фото: vk.com/egenio

О большом путешествии

Первая азиатская остановка — город Пуна, один из крупнейших деловых и образовательных центров страны. Также я немного работал в Дели. Был менеджером по развитию бизнеса в крупной компании, занимающейся предоставлением образовательных, рекрутинговых, тренинговых услуг преимущественно для корпоративных клиентов.

Несколько лет работал на Гоа гидом. До недавнего времени там можно было хорошо зарабатывать, занимаясь русскоязычными туристами. Я организовывал экскурсии и туры, занимался прочими вопросами, востребованными русскоязычными клиентами.

Работа на Гоа имела свои преимущества. Она была привлекательна как финансово, так и эмоционально. Прекрасное море, много личной свободы, гоанская атмосфера. Но сезон 2014 – 2015 был очень слаб, да и стал ощущаться застой в том, чем я занимался. Поэтому я решил сменить место жительства и работы. Уже успел соскучиться по Гоа.

С августа 2015 года живу и работаю в Ханое. Я знаком с парой десятков украинцев, работающих здесь же. Они, на мой взгляд, служат примером того, что изменить жизнь можно в любой момент — если, конечно, захотеть. И семейный фактор (например, рождение ребенка) — не препятствие для переезда в другую страну.

Фото: vk.com/egenio

О поисках работы в Азии

Получить нужные профессиональные навыки можно за пару месяцев, а иной раз и пару недель. Безусловно, речь не о специализированных сферах вроде медицины, физики и химии. Как мне кажется, в журналистике, менеджменте, юриспруденции при желании можно быстро разобраться с основными профессиональными нюансами.

В Азии немало работы для иностранцев. Это касается, прежде всего, тех сфер, в которых не справляются сами местные, и в которых, с точки зрения местных, иностранцы априори сильнее.

Существует потребность в самых разных специалистах, в том числе и в русскоговорящем персонале. Это, например, менеджеры ВЭД, операторы сall-центров, должности в маркетинговых компаниях. К примеру, в Китае есть потребность в native Russian speakers — КНР один из крупнейших партнеров для Украины. Также иностранцам просто найти работу в сфере образования, например в преподавании английского. Несложно трудоустроиться и айтишникам.

Всё зависит от стартового интеллектуального капитала: английского, профессиональных навыков, коммуникативных способностей. Всё зависит от тебя самого, от того, как ты выкладываешься, проявляешь себя, насколько соответствуешь ожиданиям работодателей. Причем соответствовать этим самым ожиданиям заметно проще, чем зачастую в Украине.

В крупных мегаполисах Азии найти работу с приемлемой оплатой труда для «белого» человека не очень сложно. Приемлемая — это достаточная для нормальной жизни с возможностью делать небольшие сбережения. В Ханое, например, преподаватель английского с европейской внешностью, для которого этот язык не является родным, может рассчитывать на 1500 долларов, работая 22 – 24 часа в неделю.

Есть компании, которые найдут для вас вакансии за рубежом. Но вам придется оплатить их посреднические услуги. И как показывает моя практика, когда сам ищешь, вариантов гораздо больше.

Я всегда начинаю поиск с Google и ключевых слов. Вообще, в Сети много информации, тематических сайтов и полезных групп в социальных сетях. Например, есть группы для иностранцев по поиску работы в крупнейших городах Вьетнама. Там каждый день появляются объявления как о постоянной или частичной занятости, так и о разовой работе. Кстати, многие вопросы, связанные с нюансами аренды жилья, поиска работы, уровня оплаты, я решил именно с помощью групп в Facebook. При желании обо всём можно договориться по Интернету до отъезда. Но можно прилететь — и найти приемлемую работу и решить все детали уже на месте.

Могут ли украинцы дать местному рынку что-то уникальное? Вряд ли они могут чему-либо научить вьетнамцев. Местных не сильно интересует уникальность: больше ценятся педантичность и методичность. Вьетнамцы очень трудолюбивы. Быть может, им немножко не хватает творческого подхода.

Фото: vk.com/egenio

О профессии учителя

Учитель во Вьетнаме и Китае — уважаемая профессия. Работа человека, который постоянно развивается и обучает других, оценивается очень хорошо. Вдобавок ты чувствуешь уважение к своей персоне, тебя рады видеть, к тебе хорошо относятся те, с кем и на кого ты работаешь. В Азии я могу получать удовольствие от работы. Бывая в разных странах, я убедился, что успеха гораздо сложнее добиться в том, что ты делаешь только ради денег. Любая занятость должна приносить и личное удовлетворение.

Иностранный преподаватель английского, для которого английский не является родным, в крайне редких случаях зарабатывает менее 15 долларов в час. Учителя часто работают на почасовой оплате. Предложений очень много и находить их несложно. Гонорар колеблется в зависимости от места, где преподаешь, но зарабатывать можно вполне прилично.

Размер месячной зарплаты украинских доцентов с научными степенями в ведущих вузах примерно соответствует тому, что в Ханое получают девочки, вчера получившие диплом бакалавра и обучающие деток английскому. Причем эти девочки зачастую сами владеют английским на весьма посредственном уровне.

Фото: vk.com/egenio

О жизни в другой культуре

Как сказал Карл Маркс, пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Ты всегда должен видеть смысл в том, что делаешь, и конструктивно мыслить. Безусловно, оставляя страну, ты всегда что-то теряешь. Я лишился личного общения с большим кругом друзей и симпатичными киевскими девушками, с родителями. Но мне такой обмен кажется адекватным — взамен я получил много ценного, нового и интересного.

Другая культура и ментальность заставляет шевелиться и непрерывно учиться. Причем на 90% это позитивный опыт. Не столько важна приобретаемая конкретная профессиональная практика — гораздо важнее расширение кругозора, переоценка себя, своих ценностей и стереотипов, умение иначе ощущать других людей. Многие нетипичные для нас ситуации приводят к пониманию, что твое мышление шаблонно, что мир и способы его восприятия гораздо более многогранны, чем это казалось прежде.

Средняя цифра для нормальной жизни без излишеств — 500 долларов. Это Ханой — столица, которая считается самым дорогим городом страны. Даже на Гоа, фактически в деревне, цены немного выше. За 200 — 250 долларов в месяц можно арендовать хорошее жилье, включая оплату Интернета и коммунальных услуг. Имея 5 долларов, можно вкусно и сытно поесть. У меня нет расходов на алкоголь и мясо, я их не употребляю. Аренда мотоцикла стоит около 50 долларов в месяц.

Самые большие сложности — из-за языкового барьера. Иностранцам сложно, так как они не знают местного языка, а английского для жизни не всегда достаточно.

Вьетнам вкладывает в образование, в частности в английский, и это очень правильно. В азиатских странах без британского колониального прошлого большинство местного населения не владеет английским. Например, сравним китайские города Гонконг, который до 1997 года был в британском подчинении, и Шэньчжэнь — один из самых быстро развивающихся мегаполисов, расположенный всего в паре километров от Гонконга. И в Шэньчжэне, и в Гонконге основную массу населения составляют китайцы, но и уровень английского, и менталитет шэньчжэньских и гонконгских китайцев сильно отличаются друг от друга.

Фото: vk.com/egenio

О местных жителях

Возможные неприятности от местных крайне преувеличены в головах наших соотечественников. Случается всякое, но за пять лет работы и путешествий в Азии с жульничеством местных по отношению к иностранцам сталкивался довольно редко.

В нашей стране многие уверены, что человек человеку волк. Я и сам себя до сих пор ловлю на недоверии к неизвестным людям. Хотя на моем опыте 90% всех подозрений оказались беспочвенными. К примеру, ночью на индийских или вьетнамских улицах ощущал себя безопасней, чем в темное время суток на улицах Троещины или Борщаговки.

Для восточных азиатов «сохранить лицо» — очень важный принцип. Вьетнамцы и китайцы всегда думают, как они выглядят в глазах других, потому стараются угодить людям, чтобы выглядеть пристойно. И в глазах соотечественников, и в глазах иностранцев.

Если вы потерялись сами или потеряли вещи в азиатской стране, вам с большой долей вероятности помогут. Практически всегда бескорыстно. Добра в людях здесь гораздо больше.

В Азии довольно легко завести дружбу с местными. Хотя есть и свои нюансы в зависимости от страны. В Индии люди очень любопытные по отношению к иностранцам. Они открыты, только что-то из ряда вон выходящее может вызвать у индийца агрессию. Они часто нарушают личное пространство, всех зовут «my friend», не заботясь о размежевании понятий «друг», «приятель», «знакомый» — в отличие от нас, думающих о таких нюансах. Видимо, большая плотность жителей сказывается на их экстравертном поведении.

Менталитет китайцев или вьетнамцев совершенно иной. Они более скрытые и зажатые люди. Причем скрытность появляется в возрасте около 15 – 17 лет. Я заметил, что начиная с подросткового возраста, вьетнамцы боятся совершать ошибки. Для них это означает потерю лица.

Индийцы часто необязательны, но весьма лояльны к человеческим слабостям. Это я понял, работая в индийской компании со штатом около 450 человек и разрабатывая для нее алгоритмы внутренних коммуникаций. Они порой не любят принимать решения, но хорошо подчиняются и очень человечны. Они умеют делать скидку и «своим», и иностранцам. Принятие важного решения и реализация проекта в их компании могли затянуться на многие недели потому, что у одного сотрудника заболел ребенок, а второй уехал на свадьбу друга. В нашей стране руководитель пришел бы в ярость.

Руководитель же индийской компании с пониманием отнеслась и к такой ситуации. Сотрудница, ответственная за получение виз для сотрудников, за два месяца не подготовила нужные документы. И коллеги, которые должны были отправиться в Казахстан в командировку, узнали о сорвавшейся поездке в последний момент. Колоссальная работа была проделана зря, а сотрудница отделалась просьбой быть более внимательной. Ты как человек с другим менталитетом и, к тому же, в меньшинстве, просто учишься принимать такие ситуации как данность.

Фото: vk.com/egenio

Об изменениях

Утверждение, что люди не меняются, считаю крайне глупым. Я уверен в обратном, и это особенно заметно в путешествиях. Сравнивая жизнь и обстановку за границей, ты понимаешь, чем отличается твое мышление. Сравнение даст тебе понимание, чем азиаты руководствуются в различных ситуациях. Их реакция мне кажется более правильной, естественной и адекватной ситуации, чем реакция наших соотечественников. Анализируя собственное поведение, ты меняешься. Переоценка себя — процесс, а не результат.

Как наши реагируют на грубость? Иной раз агрессивно и эмоционально. Вьетнамцы же реагируют мягко, пытаясь утихомирить тебя и не потерять свое лицо. Это подкупает.

Я всё-таки привязан к родному дому в Украине. Планирую вернуться в Киев. Иногда задумываюсь, как же буду себя вести по возвращении, что будет для меня неприемлемым в родной стране и т.д. Но как говорила Скарлетт О’Хара, я об этом подумаю завтра.

Источник: thepoint.rabota.ua.

НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии

c
Гость
Еще 0 ответов комментарии