Сергей Баловин: «Идея моего проекта не в отказе от денег, а в отсутствии ценника!»

Странствующий художник Сергей Баловин рассказал о своем проекте «Натуральный обмен» и самых забавных случаях из жизни без денег
В 2002 году компания художников гуляла по ночному Воронежу и праздновала первую в своей жизни серьезную выставку. Пили пиво на лавочке в парке, смеялись и шутили. Кто-то притащил разные закуски, и один из художников прочел на упаковке: «Рыбка по-шанхайски». «Забавно, — подумал он, — что еще за Шанхай? Ведь это черт знает где! Вот бы мне побывать там…».
Этим парнем был художник

Родился в Воронеже, по образованию и призванию — художник. Автор проекта «Натуральный обмен», основанного на отказе от расчета деньгами за художественные произведения. В 2012 году был участником программы Swatch Art Peace Hotel. Его работы находятся в собрании Воронежского областного музея изобразительных искусств им И.Н.Крамского, а проект «Натуральный обмен» в 2011 году был номинирован на премию Сергея Курехина. Сейчас Баловин живет и работает в Шанхае.
«ЗаграNица»: Сергей, здравствуй! Сразу расскажи о трудностях кругосветки. Когда система «натурального обмена» дала сбой и ты был близок к разочарованию?
Сергей: Привет! Был такой случай в Белгороде — человек встретил меня и взялся организовать всё: транспорт, жилье, «симку». Дал мне контакты своего менеджера, но… забыл предупредить его о моем приезде. Когда я связался с ним, тот обо мне ни сном ни духом. Пришлось воспользоваться подаренными мне деньгами и проехать мимо города. Неприятно разочаровываться в ком-то, но, с другой стороны, я понимаю — люди мне ничего не должны.

«ЗаграNица»: Переживаешь из-за негативных отзывов?
Сергей: Да, иногда люди не воспринимают картины как труд и ставят меня на один уровень с попрошайками на улице. А ведь по сути я продаю плоды моего труда, просто не вешаю на них ценник. Покупатели сами решают, сколько заплатить за мой товар.
Иногда люди не воспринимают картины как труд и ставят меня на один уровень с попрошайками на улице.
Любой публичный человек подвержен критике. Если бы я переживал из-за негатива, жить стало бы невозможно.
«ЗаграNица»: Бывало такое, что в обмен давали бесполезную мелочь?
Сергей: Да, для кого-то проект — это возможность подешевле раздобыть рисунок художника. Порой мне не удается скрыть разочарование.

«ЗаграNица»: В твоем блоге всё-таки проскакивает мысль о помощи близким.
Сергей: Это один из вопросов, которые заставляют меня серьезно задуматься. Если моим близким понадобятся деньги — в том числе большие, — я всеми силами постараюсь их заработать. Повторюсь, идея моего проекта — не в отказе от денег, а в отсутствии ценника.
«ЗаграNица»: А если заболеешь? У тебя есть медицинская страховка?
Сергей: Страховку мне иногда дарят, но сейчас живу без нее. Рассчитываю на социальный капитал — моих подписчиков и друзей, которые придут на помощь, если мне будет трудно.
«ЗаграNица»: Судя по блогу, самый необходимый из подарков — штаны. Укажи свой размер: возможно, кто-то из читателей захочет помочь.
Сергей: Да, со штанами действительно проблема, но я и сам не помню свой размер. Обычно вбиваю в Google «Баловин размер штанов» — там точно есть.


«ЗаграNица»: Иногда нужно спуститься в магазин у дома и купить какую-то мелочь — маникюрные ножницы, туалетную бумагу... Как выходишь из ситуации?
Сергей: Стараюсь стойко переносить все тяготы «безденежья». Однажды во время кругосветного «путешествия без денег» я проезжал Будапешт, куда меня никто не приглашал. «Вписку» я нашел через
«ЗаграNица»: В блоге есть рассказ, как в детстве ты таскал за собой тележку, торгуя кукурузой на рынке. Наверное, в то время «закалялась сталь»?
Сергей: Стойкость пришла с годами тренировок — путешествий и переосмысления. Если сейчас в жизни происходит какая-то фигня, то ее нужно пережить — возможно, она станет причиной позитивных изменений в будущем. А рынок с кукурузой заложил во мне основы предпринимателя. Не будь того серого и унылого детства — не было бы меня сейчас такого, какой я есть.

«ЗаграNица»: Страдал ли твой рацион?
Сергей: Бывало такое, что три дня сидел на брикетах лапши или студенческих завтраках, подаренных гостями. Или надарят сладостей, а хочется соленых огурцов. Вместе с тем я часто оказываюсь в дорогих ресторанах, куда простой человек не может зайти — недавний счет за двоих в Гонконге составил 300–400 долларов, и это без алкоголя! У меня есть возможность сравнить уличные лапшичные с пафосными заведениями, и сравнение это не всегда в пользу последних.
«ЗаграNица»: Шанхай — дорогой город. Почему не живешь в провинции?
Сергей: Нет разницы, где я нахожусь — в провинции жизнь дешевле, но и подарки проще. В дорогих городах моему проекту легче существовать. Жителям мегаполисов проще дарить мне существенные вещи: билет на самолет, например.
Жителям мегаполисов проще дарить мне существенные вещи: билет на самолет, например.
«ЗаграNица»: Подходит ли Китай для потенциальных эмигрантов?
Сергей: Десять лет назад можно было без образования и специальных навыков получить хорошую работу в офисе — просто потому, что у тебя иностранное лицо. Сейчас времена изменились: повысились требования, и в половине мест знание китайского стало обязательным. Китай — по-прежнему страна возможностей, но будьте готовы к конкуренции.


«ЗаграNица»: Твой блог называется «Продажность без денег». Какой смысл вкладываешь в название?
Сергей: Я отношусь к себе с иронией и часто меняю заголовок в ЖЖ, цитируя моих критиков. Пишут, что я аферист — ну что ж, вот вам «Блог афериста Баловина». Моя продажность — это практичность. Я не стремлюсь к роскоши, но хочу иметь возможность сравнивать, видеть контрасты между разными стилями жизни.
«ЗаграNица»: Бывалого путешественника наверняка сложно удивить?
Сергей: Я нахожусь в Гонконге уже две недели, и его размеры меня поражают. Сажусь на паром, вижу мириады огней — и Шанхай кажется скромной уютной деревушкой.



«ЗаграNица»: Побывав на райских островах Тайланда, почему выбрал для жизни Китай?
Сергей: Мне нравится Тайланд, но я не стал бы там жить — страна сильно расслабляет. Жарко, ничего не хочется делать, и всё рядом: пляж, море, еда. Мне же нравится смена времен года, нравится иногда померзнуть, чтобы освежить мозг. Это и комфортно, и хорошо для работы. Единственный сильный минус — загрязнение воздуха. Все мы с утра смотрим на цифры.
«ЗаграNица»: Похоже, самый радушный прием ты получил в Норвегии: тебе дали дом, холодильник, велосипед и даже кредитку с пин-кодом.
Сергей: Мне не хочется обидеть кого-то — самые теплые воспоминания оставили Минск, Ташкент, Ивано-Франковск. Но всем, кто меня встречал, я очень благодарен. А про кредитку — удивительно безграничное доверие норвежцев к почти незнакомому человеку. Но я тоже доверяю людям.
Норвежцы дали мне в пользование свою кредитку с пин-кодом. Удивительный пример безграничного доверия!
«ЗаграNица»: Но ведь легко нарваться на мошенников и воров!
Сергей: Встречались люди необязательные, но из моей квартиры ничего не пропадало.

«ЗаграNица»: Начиная блог, ты предлагал писать портреты удаленно за репосты и комментарии. Можно ли заказать портрет по «скайпу» сейчас и что прислать взамен?
Сергей: Бывает, я объявляю акции. «Билет на поезд Москва — Воронеж», например. Но я предпочитаю рисовать вживую: тогда ты отдаешь энергию человеку и получаешь живое общение взамен. Дистанционные портреты утомляют и выматывают.
«ЗаграNица»: «Жить без денег даже проще, чем жить на то, что получают в России молодые преподаватели вузов». Рад, что удалось сбежать от низкооплачиваемой рутины?
Сергей: В стенах вуза мне удалось создать свой мир, и поэтому преподавание для меня не было рутиной. В мою студию во внеурочное время приходили студенты, и всё было здорово, за исключением зарплаты, которой хватало лишь на оплату мобильника.

«ЗаграNица»: Романтично, что для своих акварелей ты берешь воду из близлежащих рек и озер. А почему именно акварель?
Сергей: Я сейчас стал реже писать с натуры, но буквально два дня назад в Гонконге спускался с причала, зачерпывал из моря воду. Почему акварель? Мой учитель Георгий Пушин заставил меня раскрепоститься в акварели, почувствовать свободу. Именно мои работы акварелью вызывали наибольший отклик у публики. Это вода, которая течет, как ей вздумается, и это компромисс художника и Природы.
«ЗаграNица»: Расскажи, как в обмен на картину ты получил желанный «Макбук»!
Сергей: Не совсем так — меня пригласили в Гуанчжоу на Фестиваль искусств провинции Гуандун. Там три дня нужно было рисовать портреты посетителей. Я без большого желания ехать попросил оплатить перелет, проживание, визу и какой-нибудь подарок. Набравшись наглости, написал: Macbook Air. К моему удивлению, китайцы согласились!
Набравшись наглости, я написал: Macbook Air. К моему удивлению, китайцы согласились!
«ЗаграNица»: Напоследок расскажи о загадочном пятизвездочном отеле, в котором довелось достаточно долго прожить.
Сергей: Да, отель
Комментарии